О ЖЕНСКОЙ ФАНТАСТИКЕ

01.06.2011


Полная версия интервью, сокращенно опубликованного в журнале "Мир Фантастики" |март, 2011| в информационном блоке, где по этой теме высказались 10 современных писателей-фантастов.

Здесь мы представляем только свои ответы на вопросы, но гораздо более развернуто, чем в печатной версии журнала.

"Женская фантастика – явление или диагноз?"

Что такое «женская фантастика»? Да и существует ли она? Это реальность или ничем не обоснованный стереотип общественного восприятия?

- Что такое женская фантастика? Давайте мы предложим навскидку сразу несколько ответов:
1. Это фантастика, которую пишут женщины.
2. Это фантастика, которую пишут для женщин.
3. Это фантастика, которую выпускают под женской фамилий (вне зависимости от того, что написана она была мужчиной).
4. Это фантастика о женщине-героине.
5. Это фантастика о мужчине-герое и том, каким он должен быть с точки зрения женщины-автора…
6. …нет, не женщины автора, автор – мужчина, но публикуется под женской фамилией.
7. Это фантастика, в которой основную сюжетную ветку имеет любовная линия.
8. Это фантастика, в которой любовной линии – нет в сюжете, а основное – политика и звездный флот, но написана книга женщиной…
9. …или мужчиной под женским псевдонимом.
Как видите, если прочитать все эти ответы, каждый из которых – абсолютно правдив, становится понятно, что они – противоречат друг другу.
И это совершенно закономерно. Потому что никакой «женской фантастики» – не существует. Это миф. Как и «женской литературы», «женской культуры», «женского кинематографа» или «женской живописи» с «женской архитектурой». Впрочем, как и «женской науки» или «мужской науки».
Все гораздо проще и четче. Есть разные серии в издательстве. Рассчитанные на определенную аудиторию. И люди работают в рамках этих серий, создавая нужный продукт. Причем фамилия на обложке далеко не всегда совпадает с полом автора. И мужчины берут себе женские псевдонимы, когда пишут в определенном жанре, лучше продающемся под женскими именами.
Так что «женской фантастики» - нет. Но есть серия для женщин. Причем, такую серию обычно читают и примерно 15% мужчин. Просто, определяя тематику произведений, издательство рассчитывает на основную аудиторию, и, понятное дело, расчет идет, исходя из процентного соотношения.

Литература - область эмоций и чувств, значит ли, что женщина-писатель имеет здесь заведомую фору над более рационально-приземленным мужским сознанием?

- Помимо эмоций в литературе должна быть еще очень жесткая логика. И если ее нет – это слабая литература. Вы знаете основные законы риторики? Так вот для литературного произведения – все они действуют. Автор должен уметь «подключить» весь спектр мыслительных способностей того, к кому он обращается – воображение, логику, эмоции, ассоциации, память, центры, отвечающие за анализ прочитанного. Должен точно знать, для кого он пишет, и использовать язык, понятный аудитории. Затрагивать темы, интересные ей.
Значит ли это, что автор одного пола имеет фору перед другим? Нет. Поскольку умение мыслить не зависит от пола. Оно зависит от образа жизни, окружения, воспитания, от образования – более всего. Но не передается по праву рождения.
Вообще же, быть писателем – это намного сложнее, чем многим кажется.


«Пионерши» западной фантастики либо публиковались под мужскими псевдонимами (Андрэ Нортон), либо использовали нейтральные имена (Ли Брэккет, К.Л.Мур). У нас время от времени тоже рождаются то Макс Фрай, то Максим Голицын, то Олег Серёгин. Почему? Ведь времена, когда фантастика считалась исконно мужским жанром, давно миновали. Или до сих пор имеются стереотипы по некоторым направлениям? «Только мужчина может написать реально крутую героику!»?
- Гендерный перекос у нас в стране до сих пор есть. И скрывать это – было бы неразумно. Да, многие «настоящие пацаны» не станут читать книгу с женским именем на обложке. А если и станут – просто не воспримут ее. В силу заведомого настроя против. Кстати, доходит до смешного. Наша книга о вампирах, в соавторстве с Алексеем Пеховым, лежит на некоторых пиратских ресурсах в сети под фамилией – Пехов. Вот так, просто, без обиняков. Ну, право слово, подумаешь, потеряли пару авторов с обложки.
Так вот отзывы на форуме очень забавные мы иногда читаем. Например: «Прочел книгу Пехова о вампирах. Мне так она понравилась, ходил в абсолютном восторге целую неделю. А потом, представьте, случайно узнаю, что ее еще две женщины писали – и я так был разочарован и понял, что она слишком женская. Третью читать не буду».
Комментировать, полагаем, это высказывание не надо. Но подобная «логика» очень спорная.
Потому женщины и берут мужские фамилии. Пишут они зачастую – не хуже. И хотят чтобы их книги – читали. Не фамилию на обложке, а текст. Ведь к творчеству и работе женщины относятся ничуть не менее серьезно, чем мужчины. И жизнь свою могут литературе, или другому искусству – или науке – посвятить, если надо. И оружие в руки взять. Управлять самолетом. И работать снайпером. Или дипломатом.
В общем, у разных людей – разные способности. Разные возможности. Даже таланты. Просто главное – чтобы каждый оказался на своем месте. И делал то, что он хорошо умеет и действительно хочет делать.

Что такое «фантастика для дам», которая изначально пишется с определенным гендерным прицелом? И чем она отличается от «фантастики для всех»? Сюсю-мусю? Акцент на любоффф? Гламур-бонжур?

- Честно говоря, «фантастику для дам» мы не читали. Поэтому какие-то ее особенности вряд ли представляем в деталях. Но общая направленность, если логически подойти к ответу на этот вопрос, должна быть примерно такая же, как в дамских любовных романах, только с фантастическим элементом. А законы жанра любовного романа, полагаем, всем известны.

В некоторых издательствах косяком идут книги «иронической» фантастики, которые, похоже, изначально пишутся женщинами и для женщин. Чаще всего это, увы, «розовые сопли в шоколаде». Это так случайно выходит? Или на подобное чтиво есть устойчивый спрос, и в обилии соплей виноваты табуны читательниц, которым жаждется, чтобы им сделали «красиво»? А издатели и борзописцы этим просто пользуются?

- Спрос всегда рождает предложение. Так что случайно – ничего никогда не выходит. Возможность появления подобного сегмента рынка связана с общим уровнем образования и культуры в стране. «Обвинять» в этом издателей бессмысленно, если только вкупе со всей телевизионно-развлекательной сферой, министерством образования и культуры, школами и, конечно же, семьей, которая и прививает подобные вкусы. Так что, по здравому размышлению, даже и читательниц подобных произведений «обвинять» тоже не имеет смысла – человек вырастает таким, каким его делает окружение. И поскольку он вряд ли представляет, каким мог бы быть другим, и почему, то какой он есть – это «плохо», конечно, он считает, что имеет право на реализацию своих читательских предпочтений. И он, действительно, имеет это право.
Кроме того, не забывайте, что и писатели – не появляются из ниоткуда. Они вырастают из граждан страны. С соответствующими интересами и предпочтениями. Именно поэтому литература всегда очень четко отражала срез общества.

Идея воинствующего феминизма завоевала прочные позиции в западной фантастике. А имеется ли у нас феминистическая фантастика? И что она вообще из себя представляет? «Баба тоже человек» или «Фрау юбер аллес»?
- Видите ли, в данном вопросе происходит очень интересная игра слов. Феминистическая – это дословно значит женская (от латинского femina – «женщина»). То есть, мы получаем некоторую тавтологию первого вопроса – «существует ли женская фантастика и что это такое»? В свете дословной расшифровки термина, также для нас глубокий вопрос, что такое – воинствующая женская фантастика. Про войну? Про женщин-воинов? В средневековом антураже или пилотов звездного десанта? Они против мужчин воюют? Или вместе с мужчинами? Защищают кого-то? Или нападают? На кого? От кого…? Или автор высказывает свою гражданскую позицию по какому-то вопросу? По какому? Кто – автор? Слишком много не уточненных деталей. Поэтому точный ответ с нашей стороны вряд ли возможен.
Особенно учитывая то, что проблемами феноменологии занимаются не только женщины – в современной литературе под феминистской мыслью в широком смысле слова понимают теоретическую деятельность как женщин так и мужчин по осмыслению женской проблематики. Причем спектр вопросов по этой проблематике – невероятно широк.


Плохая мужская фантастика и плохая женская фантастика – они одинаково плохи? Или есть разница?
- Если что-то плохо – оно плохо. Разницы нет. Помните, в «Мастере и Маргарите» – осетрина не может быть второй свежести. Эта рыба – тухлая…


Есть ли будущее в России у «однополой» фантастики? За бугром вручается уже несколько премий специально за лесбофантастику (впрочем, и за «гей» тоже). У нас такое возможно?
- Никогда не думали, что можно вручать литературные премии за сексуальные предпочтения. Нет, возможно, наверное, и «Камасутру» наградить за вклад в культуру… Было бы желание. Но, вероятно, все-таки речь при вручении наград идет о каких-то культурных, социально-значимых или стилистических достоинствах текстов, которые награждают. А иначе мы несколько огорошены подобной новостью.
Лично нам бы не хотелось, чтобы премии в литературе давались по гендерному признаку. Все-таки есть вещи гораздо более важные – стилистика текста, красота логического построения, оригинальность сюжета, достоверность персонажей, глубина идеи, оригинальность мира. В общем-то, именно за это мы любим и ценим литературные произведения. И, собственно, для создания всего этого – работаем.
Впрочем, если рассматривать подобную тематику, как сегмент рынка – закон действует все тот же – «спрос рождает предложение». Это касается как Запада, так и России.
Так что, наверняка можно говорить о том, что будущее – напрямую связано с рынком. А уж каким он будет – зависит от многих факторов.




Вернуться к списку книг

Елена Бычкова, Наталья Турчанинова

© Copyright: Елена Бычкова и Наталья Турчанинова, 2007г.

Использование материалов сайта разрешено при условии
 сохранения копирайта и наличия ссылки на сайт автора.